Типология программистов

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> НЕФОРМАЛЫ 2000XX >> Типология программистов >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/13/28


Михаил Кордонский

Типология программистов

(для заказчиков)

 

0. Креативщики

Альтруистичны. Всегда делают все только правильно, требование заказчика сделать неправильно игнорируют, если заказчик сопротивляется — вплоть до расторжения контракта и уплаты неустойки. В обязательном порядке создают сложные и красивые алгоритмы, нестандартные графические интерфейсы, используют самые современные, перспективные технологии, более того — усовершенствуют их и продвигают вперед. Отказываются от стандартных заказов, в рамках которых нет места творчеству. Если все же соглашаются, то, в одних случаях завышают цену, заказчик не понимает, что в цену входит development, но получает креативный продукт (и тоже не понимает, что он получил). В равном (по сумме денег) числе других случаев берут с заказчика рыночную цену, а креатив делают и вставляют в продукт за свой счет. Впрочем, скорее за счет других заказчиков, но креативщики не кладут завышение в свой карман, а используют для развития мировых информационных технологий. Субподрядчиков не привлекают.

1. Исполнители

Беспринципны. Советуют заказчику сделать правильно, но если заказчик настаивает, хочет сделать неправильно, то делают неправильно. Делают абсолютно все, что хочет заказчик, невзирая на стандарты, традиции, мировые тенденции программинга и дизайна. Ради удовлетворения установок заказчика по соотношению цена/качество, могут сделать примитивный продукт на устаревших технологиях, реликтовой аппаратной базе, дилетантских операционных системах.. Вместо «это невозможно» говорят «это дорого». Если заказчик захочет, чтобы при нажатии клавиши из монитора выскакивала живая жаба и ровно два с половиной раза говорила «Ква!» составят грубую оценку стоимости проекта, если заказчик предварительно согласится, составят точную калькуляцию и сделают. В случае если не могут выполнить задачу своими силами, покупают в рамках заказа продукты других фирм, привлекают субподрядчиков и/или временных работников тоже типа «исполнитель».

2. Корифеи

Благонадежны. Как и креативщики всегда делают все только правильно, требования заказчика сделать неправильно игнорируют. В отличие от креативщиков расторжение контракта с корифеями невозможно: они работают исключительно в той нише рынка, где заказчик не может отказаться от их услуг. Например, заказчик является менеджером, а установка работать с корифеями установлена владельцем. Или корифеи составляют собой отдел программинга компании, а заказчик — из другого отдела той же компании, и не имеет права привлекать исполнителей со стороны. Или заказчик сам является исполнителем более крупного проекта и условие привлечь к субподряду конкретно этих корифееев входит в условие его контракта с вышестоящим заказчиком. И т.п. Корифеи стабильны и уверены в завтрашнем дне, изготовленные ими продукты респектабельны, заказчики и пользователи ими недовольны, но структура корпоративной среды, в которой действуют корифеи и их заказчики, не допускает утечки этой информации. Для привлечения заказов из внешнего (вне своей корпорации) мира корифеи делают юридические лица, которые в информационном поле никак не связаны с их корпорацией. Часто привлекают субподрядчиков и/или временных работников типа «исполнитель».

3. Предприниматели

Предприимчивы. Не имеют дела ни с какими заказчиками, а работают непосредственно на рынок: изготавливают и продают собственный продукт, например, коробочный софт, или развивают собственные интернет-проекты и т.п. Подобно исполнителям, если правильный продукт не продается, делают неправильный. При надобности привлекают субподрядчиков и/или временных работников любых типов, а чаще всего внутри фирмы типа «предприниматель» имеются программисты всех типов, но покупатель суммарного продукта этого не замечает.

4. Друзья

Не свойство, а ситуация свойства.

4.1.   Бывает, что личный друг заказчика является влиятельной фигурой в программистской фирме. Иногда заказчик и программист становятся друзьями в процессе работы, в том числе на ее тендерном этапе. Мотивация дружбы юридически недоказуема. Заказчик не может расторгнуть контракт не по внешним, а по личным обстоятельствам, но этот псЫхологический аспект на свойства продукта не влияет: он получается корифейским.

4.2.   При противоположном варианте друг-заказчик имеет в паре большее влияние, а друг-программист вникает в его нужды. Для этого программисту иногда приходится изучать вопросы весьма далекие от программинга, например, социальные свойства target group пользователей, что придает продукту часть свойств иных типов. Программистская фирма несколько «прогибается» под влиянием значимого в корпоративной среде человека, и креативщики или даже корифеи могут на время приобрести часть свойств исполнителей и предпринимателей.

5. Хакеры

Не от мира сего. В отличие от вышеуказанных типов не фирмы, а отдельные люди — яркие индивидуальности-одиночки. Понятия «заказчик» в понятийном аппарате хакеров нет, и не может быть никогда. Идейные противники авторского права вообще и по отношению к софту в особенности. Считают, что информация является общественным достоянием. Не признают патентов на алгоритмы. Считают, что исходные тексты их программ не могут быть ни их самих, ни, не дай бог еще чьей-то собственностью.

Могут работать для прокорма в фирмах любых типов, по служебной линии симулируют типы «исполнитель» или «креативщик». Делают 200% работы за 10% рабочего времени, в остальное время занимаются на служебной аппаратуре своими хакерскими делами. Начальство всегда знает, что сотрудник — хакер, но ценит его за 200% работы при 50% зарплаты. Часто объединяются в неформальные сетевые международные коллективы, иногда очень большие. По некоторым параметрам похожи на «предпринимателей», с тем отличием, что создаваемые ими продукты распространяются бесплатно. Хакеры создали многие терабайты бесплатного софта с открытым исходным кодом, в том числе все Линуксы, FreeBSD, десятки тысяч фичей для Windows, OS/2 (до сих пор поддерживают) и других операционных систем.

 

Все это идеальные модели. В реале, конечно, существует смешение этих типов. Наблюдается тенденция к сосредоточению корифеев в столицах и занятии ими там ключевых позиций. Креативщики типичны для очень крупных, но не столичных городов, региональных центров культуры и бизнеса. Исполнители более распространены в провинции. Географических закономерностей у хакеров не наблюдается.

 

Автор благодарит за помощь в работе над этим текстом программистов Тимура Хащеватского, Юрия Семенова, Андриана Буданцова. К тексту применима лицензия Creative Commons Attribution 2.5.

10 мая 2007 года


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования